вторник, 27 ноября 2012 г.

Абакелия Эка Ревадиевна, магистрант кафедры гражданского права и процесса Байкальского государственного университета экономики и права Основания подачи прокурором иска в защиту прав и интересов гражданина


Абакелия Эка Ревадиевна,
магистрант кафедры
 гражданского права и процесса Байкальского государственного университета экономики и права

Основания подачи прокурором иска в защиту прав и интересов гражданина
 
     Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в ст.45, 46 регламентирует порядок участия прокурора в гражданском процессе.[1] Прокурор может участвовать в двух формах: в защиту права интересов других лиц и с целью дачи заключения по делу. Уделим внимание только первой форме участия прокурора в гражданском процессе, и только тем случаям, когда он может подать иск в защиту прав граждан. Статья 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор может подать такой иск при наличии следующих оснований:  
1)  -состояние здоровья;
     -возраст;
     -недееспособность;
     -иные уважительные причины;
2)  -защита трудовых прав;
     -защита семьи, материнства, отцовства и детства;
      -защита социальных прав, включая социальное обеспечение;          
      -обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах;
      -охрана здоровья, включая медицинскую помощь;
      -защита права на благоприятную окружающую среду;
      -защита права на образование.
     Законодатель, используя два критерия (статус защищаемого лица и характер нарушенных правоотношений) предложил две группы оснований, по которым прокурор имеет право подать заявление в защиту конкретного гражданина.
     Вместе с тем, при кажущейся регламентированности  оснований, каждое из них является спорным в правоприменении, что влечет за собой разночтения в судебной практике.
     Неоднократно и в литературе, и среди правоприменителей обсуждалась формулировка данной нормы «иные уважительные причины». А в судебной практике под «иными уважительными причинами» понимаются следующие:
    -несовершеннолетний возраст защищаемого прокурором лица (где законными представителями не реализовываются право на защиту прав ребенка);
    -отсутствие юридического образования или малограмотность защищаемого лица;
   -отсутствие  у лица  возможности прибыть в судебное заседание и защищать свои права (например, в силу отдаленности проживания от местоположения суда и отсутствия денег на проезд).
     При этом показательным является то обстоятельство, что по каждому из этих оснований судами принимались абсолютно разные решения, какие-то суды признавали данные основания уважительными, а какие-то нет. Для примера следует привести решение суда, об отказе в приеме заявления прокурора в защиту прав женщины, воспитывающей нескольких детей и проживающей в крайне отдаленной местности о взыскании заработной платы (было еще до внесения изменений в ГПК РФ).  Определение об отказе оставлено без изменения вышестоящей инстанцией. Очевидно, что в данном случае, причина обращения прокурора в защиту прав обратившейся женщины была уважительной, поскольку в данной местности муниципальным образованием не было обеспечено транспортное сообщение, и лицам, проживающим отдалено, при отсутствии личного транспорта, осуществлять право на участие в процессе, для защиты своих интересов, было весьма проблематично. 
     Спорным является также критерий возраста, и если право несовершеннолетних  всегда (или в большинстве случаев) подлежит защите, то в защите прав пенсионеров иногда отказывают. Спор возникает по поводу возраста защищаемого лица, поскольку существуют категории граждан, имеющих право на льготную пенсию. Прокурорам зачастую приходится доказывать, что у лица в силу возрастных изменений отсутствуют возможности для нормального участия в судебном процессе. В качестве доказательств используются и выписки из медицинских документов, информация от органов  социальной защиты.
     Третье спорное основание - это состояние здоровья защищаемого лица. Опять же законодатель не приводит конкретного перечня заболеваний, при которых прокурор вправе подать заявление в суд в защиту прав гражданина.  При этом помимо неприятных для гражданина процедур предоставления в суд доказательств своей слабой способности самостоятельно защищать права, есть отдельная проблема связанная с тем, что органы здравоохранения, которые не имеют право предоставлять прокурору информацию о состоянии здоровья защищаемого лица, в силу чего последнему приходиться самостоятельно обращаться в эти учреждения.
      Таким образом, из первой группы оснований – только недееспособность лица является бесспорным основанием для предъявления прокурором заявления в защиту интересов конкретного лица, все же остальные очень спорны и как следствие вызывают факты принятия судами противоположных решений в одинаковых ситуациях, при этом роль разъяснений высших судов крайне незначительна.
     Более конкретна, но не менее спорна и вторая группа оснований. Законодателем учтены интересы граждан, которые наиболее нуждаются в защите, введены основания для судебной защиты прокурором их прав, однако данные основания имеют общий характер, что приводит к разногласию правоприменителей при определении уважительности причин обращения в их защиту.
      Законодатель не учел обстоятельства, что в наше время все еще распространены нарушения трудовых прав, в тоже время работники стараются не обращаться в прокуратуру, боясь «санкций», нежелательных последствий, со стороны работодателя. Довольно часто прокурору становиться известно о нарушении трудовых прав не от работников, а из иных источников  (например, из органов статистики о задолженности по зарплате). Даже после произведенной проверки на предприятии и выявлении нарушений законодательства о труде, работники не торопятся обращаться к прокурору с заявлениями о защите их прав, гарантированных ст.37 Конституции РФ.[2] При таких обстоятельствах, для реализации защиты права работника, прокурор пытается искать «иные уважительные причины» для подачи иска в суд  без заявления гражданина (например, мотивируя иск защитой прав детей вышеуказанных работников), что с одной стороны нарушает положения ГПК РФ, а с другой является единственным выходом для разрешения ситуации. В связи с чем, видится необходимым внести дополнения в ГПК РФ, предусматривающие, что при таких обстоятельствах, суду следует признавать отсутствие заявления работника уважительной причиной. Внесение предложенных изменений в ГПК РФ значительно упростило бы задачу прокурора.
     Непростая ситуация сложилась и при осуществлении защиты права на образование. Значительное количество вопросов возникает по поводу понимания того, что такое право на образование. Предъявление таких исков как, признание незаконным отказа в приеме в образовательное учреждение, об использовании запрещенных средств и методов обучения, не вызывают у суда вопросов, чего нельзя сказать об обращениях прокуроров по вопросам организации учебного процесса, содержании зданий образовательных учреждений. Законодателю следует дополнить указанное основание конкретными разъяснениями о понятии «права на образование».   
     Аналогичные вопросы возникают и с правами на охрану здоровья и защиту окружающей среды, поскольку законодателем не учтено, что указанные сферы закона слишком обширны и их конкретные толкования отсутствуют.
     Таким образом, следует признать, что в настоящее время отсутствуют понятия того, что законодатель подразумевает, говоря об основаниях, дающих право прокурору обратиться в суд за защитой прав конкретного лица, что в свою очередь влечет совершенно ненужные споры, безосновательные отказы в приеме заявлений и как следствие нарушение прав  граждан, несмотря на то, что в результате деятельности  данные органы ориентированы на защиту и восстановление нарушенных прав граждан.
     Представляется необходимым законодателю, путем внесения изменений в статью 45 ГПК РФ, дать более развернутые определения оснований, по которым прокурор имеет право обратиться в суд в защиту прав конкретного лица, указав, что он вкладывает в определенное основание, а не просто указать их перечень; включить пункт 1 в ч.1 ст.45 ГПК РФ, указав, что в случае выявления прокурором нарушений законодательства, при наличии справки, подтверждающей данный факт, прокурор имеет право обратиться в суд в интересах гражданина и при отсутствии заявления от последнего, а для суда, наличие справки прокурора будет являться уважительным основанием для принятия иска к производству. Внесение подобных изменений позволит в свою очередь исключить факты необоснованного участия прокурора в судебном заседании.
      Особое внимание следует уделить вопросу участия прокурора в судебном заседании, в случае, когда ответчиком является физическое лицо. С одной стороны Федеральный закон «О прокуратуре РФ»[3] не предусматривает осуществление надзора, но ГПК РФ в свою очередь по этому поводу ничего не устанавливает. Конечно такие споры редки, однако все же встречаются в практике, например: защита трудовых прав, где работодатель физическое лицо; защита прав несовершеннолетних на жилье, где его родители лишены родительских прав; защита прав несовершеннолетних, когда родители отказывают от лечения ребенка, а ситуация носит угрожающий характер и т.д.
     При наличии оснований, предусмотренных ГПК РФ, причины такого участия прокурора в судебном заседании (подача искового заявления в интересах гражданина) являются законными и необходимыми,  однако, в тоже время следует понимать, что прокурор (работники прокуратуры) является квалифицированным работником, поэтому в судебном заседании, где с одной стороны участвует прокурор, а с другой физическое лицо, принцип равноправия сторон нарушается. Данная проблема так же нуждается в законодательном урегулировании и может быть разрешена путем внесения изменений в ст.50 ГПК РФ, изложив ее следующим образом, - «Суд назначает адвоката в качестве представителя в случаях отсутствия представителя у: ответчика, место жительства которого неизвестно; ответчика - физического лица, при рассмотрении дел, по которым прокурор выступает в защиту прав гражданина,  а также в других предусмотренных федеральным законом случаях». Данная формулировка ст.50 ГПК РФ позволит устранить дисбаланс, который возникает при рассмотрении дел, сторонами которых являются физические лица, что в свою очередь, будет способствовать сокращению сроков рассмотрения подобных дел  в судах,  вынесению объективных и справедливых решений.   


[1] Гражданский процессуальный кодекс РФ: от 14.11.2002 N 138-ФЗ (в ред. от 14.06.2012г.)
[2] "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.)

[3] Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" N 2202-1 от 17.01.1992г.  (ред. от 07.02.2011)


1 комментарий: